Из истории развития борьбы «кураш» в Приаралье

Из истории развития борьбы «кураш» в Приаралье (Б. Кошанов (Каракалпакский ГУ, доцент), Ж.Мамбетов (Нукусский пед. инс. доцент))

История возникновения и развития национальной борьбы «кураш» подробно изложена в трудах профессора А.К.Атаева. На материалах народов Приаралья мы попытаемся показать процесс развития этого вида борьбы в средние века и новое время.
Племена апасиаков, аыгасиев, печенегов-предков каракалпаков-жившие в степных районах междуречья и прибережьях Аральского моря и оазисах, с ранних лет приучали детей к борьбе «кураш » и верховой езде. Бесконечные скитания, связанные с постоянными войнами, суровые условия полукочевого быта каракалпаков требовали физического воспитания подрастающего поколения. Поэтому различные состязания в силе, ловкости, выносливости вошли в жизнь каракалпакского народа, как органическая потребность. Физическому воспитанию воина придавалось очень большое значение. Устраивались многочисленные состязания по борьбе, стрельбе из лука и конноспортивным играм.
Большинство физических упражнений служило подготовке наездника, ловкого и сильного борца, стрельбу из лука и метания копья. Легенды и эпосы сохранили сведения и системе состязаний каракалпакского народа. Это были праздники «мужское троеборье», являвшиеся тогда большими весенними парадами каракалпакских племен. В троеборье входили соревнование по борьбе, стрельбе из лука и скачки на лошадях. В легендах сохранены мастерство и мужество народных богатырей Батур хане, Тауекел хане, Тобет Бие, Тусун хане.
Каракалпакский батыр Ерназар Алакоз, сын Муржук батыра 1805-1856 -организатор народного восстания 1855-1856 гг. с детства вырос сильным палваном. Однажды, он переборол главного палвана хана Хивинского. Разгневанный хан бросил его в зиндан. Но спустя некоторое время, туркменский палван переборол всех палванов хивинского хана. Пришлось выпустить на арену Ерназара Алакоза. Во время тяжелых противостояний палванов, каракалпак Турум бий не выдержал накала. Победил Ерназар Алакоз. Хану не понравилось выступление Ерназара и за слова Турум бия он приказал, чтобы Ерназар поднял то, чего мог поднять верблюд. Ерназар справился и с этой задачей. Ерназар Алакоз был удостоен звания бий. Каракалпакский поэт Бердах так описывал силу Ерназар Алакоза:
Горуглу бектей ер еди,
Катарде коса нар еди,
Толу журтка даркар еди,
Шейит олди Ерназар бий.

Был он наравне как Горуглу,
Силою как верблюд,
нужен был всем нам,
Скоропостижно умер Ерназар бий
Таким образом, народы Приаралья имеют прочные традиции в истории кураша народов Средней Азии.

Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License